Мы считаем, что системная реализация государственной политики по цифровизации, направленной на развитие науки и поддержку учёных, а также инициатива Главы государства К. Токаева «уделять особое внимание использованию цифровых технологий, поскольку будущее казахского языка и глобальная конкурентоспособность страны во многом зависят от этого», способствует повышению показателей казахстанской науки на мировом уровне. Конференция, посвящённая 95-летию КазНМУ им. С.Ж. Асфендиярова, была направлена на повышение глобальной конкурентоспособности государственных языковых программ в условиях цифровизации.
По исследованиям учёных, цифровизация преподавания государственного языка подтверждает актуальность темы конференции и поставленных вопросов, поскольку предполагает: строгий контроль со стороны государства за реализацией цифровой политики; особое внимание на общенациональном уровне и финансирование; научно-практическое изучение цифровизации; общественную поддержку.
В ходе конференции были затронуты три направления цифровизации образования: цифровизация образовательного процесса, цифровой образовательный контент и цифровизация управления образованием. Будущее казахского языка и его способность выдерживать глобальную конкуренцию напрямую зависит от грамотного использования цифровых технологий.
В пленарном заседании приняли участие учёные из Англии, Турции (5 учёных), Венгрии, Китая, Ташкента, Бухары (2 учёных), Кыргызстана, а также из Западно-Казахстанского медицинского университета имени Марата Оспанова и Казахского национального женского педагогического университета (Алматы, Казахстан).
В работе конференции офлайн и онлайн приняли участие более 40 человек, были заслушаны доклады на пленарном заседании и в секциях.
Работа конференции была организована по трём секциям:
- Использование возможностей цифровых технологий в образовательном пространстве – обсуждены пути применения цифровых технологий при обучении государственному языку, представлено десять докладов.
- Пути совершенствования широкого применения государственного языка – рассмотрены различные подходы к расширению сферы использования государственного языка.
- Лингводидактика и вопросы функциональной грамматики – обсуждены основы функциональной грамотности и лингвистические аспекты преподавания языка в современных условиях.
По итогам обсуждений в трёх секциях предлагается принять следующие решения:
- Необходимо широко внедрять систему цифрового обучения языкам, прежде всего государственному. Это важно для развития передовых высокотехнологичных направлений в языковых дисциплинах, гуманитарной сфере и сфере информационных технологий. Это станет основой для перехода к созданию совместных цифровых платформ как инструментов цифровой трансформации в преподавании языков и будет способствовать росту инновационного потенциала страны.
- Всесторонне совершенствовать применение государственного языка, открывая новые пути использования цифровых технологий в образовательном пространстве.
- В высших учебных заведениях, в том числе при подготовке врачей, уделять особое внимание повышению функциональной грамотности студентов через лингво-страноведческий подход, тщательно отслеживая конкурентоспособность казахского языка в условиях цифровизации.
- В целях устранения разрыва между фундаментальными исследованиями и возможностями их применения в цифровом обучении языкам учитывать мировой опыт создания крупных испытательных стендов и установок в рамках проектов «Цифровизация образования».
- Для централизованной реализации методической деятельности по проведению и внедрению совместных научно-исследовательских проектов в области обучения языкам рекомендуется рассмотреть возможность планового и регулярного педагогического обмена между медицинскими, педагогическими, инженерными и другими вузами.
- Формирование единого научно-инновационного пространства при активном участии научных организаций страны позволит повысить конкурентоспособность выпускников казахстанских вузов, реализовать научный потенциал педагогики, углубить межведомственное взаимодействие и разработать согласованные действия по дальнейшему развитию научно-технического сотрудничества в рамках цифрового обучения.
